Доступная среда

Образование

Нормативно – правовые основания для разработки ООП ДО:

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

- приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.

- приказ  Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

 - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому основная образовательная программа создана коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №197» г. Оренбурга как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Основная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы и часть формируемая участниками образовательных отношений, направленны на развитие детей  в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. В части формируемой участниками образовательных отношений, представлена разработанная коллективом МБДОУ №197 парциальная программа «Малая Родина-Оренбург».

Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Малая Родина-Оренбург», обусловлен необходимостью решения проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

 Объем обязательной части Программы составляет 60% от её общего объема, части формируемой участниками образовательных отношений 40%.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Развивать самостоятельность, познавательную и коммуникативную активность, социальную уверенность и ценностные ориентации, определяющие поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

В части, формируемой участниками образовательных отношений:

Познакомить детей с родным краем, национальностями, историей, культурой, традициями и обычаями народов Оренбуржья. Прививать любовь к малой родине.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

‒обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

‒ приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки;

В части, формируемой участниками образовательных отношений:

‒ формирование первичных представлений о малой Родине и чувства принадлежности к ней;

‒ приобщение к культурному наследию, привитие ценного культурного опыта поколений;

‒ ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников, музыкантов Оренбуржья;

‒ ознакомление детей с традициями и обычаями  национальностей родного края;

‒ развитие  способы исследовательской деятельности, связанной с изучением традиций культуры родного края;

‒ развитие способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на неё;

‒ развитие интереса к жизни своего города, отношениям людей в обществе;

‒ воспитание гуманных и патриотических чувств детей;

‒ воспитание у детей интереса к родному краю, его культуре и традициям;

‒ воспитание чувства любви и уважения к малой родине.

 

Образовательная программа МБДОУ обеспечивает разносторонне  развитие дошкольников в возрасте от 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Младший дошкольный возраст 3-4 года:

‒ Игра становится ведущим видом деятельности. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

‒ Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Развивается воображение. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.

‒ На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

‒ Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. 

‒ Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

‒ Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

‒ Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет:

‒ Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.  Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. 

‒ Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

‒ Начинает развиваться образное мышление. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Совершенствуется ориентация в пространстве.

‒ Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

‒ Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.

‒ На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке.

‒ Для пятилетнего ребенка особую важность приобретает процесс идентификации себя со сверстниками.

Старший дошкольный возраст 5-6 лет:

‒ В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

‒ Расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

‒ Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями.

‒ Высшей формой самостоятельности детей является творчество.        

‒ Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек – самоделок, простейших механизмов и моделей.

‒ Развивается словесно-логическое мышление. Внимание  становится произвольным.

‒ Развивается связная речь, фонематический слух.

‒ Игровая деятельность характеризуется распределением ролей, структурированием игрового пространства.

Старший дошкольный возраст 6-7 лет:

‒ Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

‒ К концу дошкольного возраста обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

‒ Игровые действия становятся более сложными. Игровое пространство усложняется.     В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

‒ Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

‒ Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

‒ Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.

‒ У детей продолжает развиваться связная  речь.

 

Работа с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

 

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, сайта ДОУ, личных сайтов педагогов в социальной сети работников образования -   http://nsportal.ru/.

Образование родителей: лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, практических консультаций, тренингов, всеобучей, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации утренников, праздников, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, проведению мастер-классов, созданию презентаций, видеоэкскурсий.

Сайт МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №197» - www.ds197.ru